Эксперт ОГФ Сергей Заир-Бек: Размышления ко Дню Знаний

ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ
Ведущий научный сотрудник Института институциональных исследований Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ Высшая школа экономики;
Ведущий эксперт Института образования Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ;
Кандидат педагогических наук

Координатор образовательной площадки Общероссийского гражданского форума, эксперт Комитета гражданских инициатив Сергей Заир-Бек:

У нас в стране чаще всего вспоминают об образовании три раза в году: в день знаний 1 сентября, в день учителя и, наконец, перед началом сдачи ЕГЭ в конце мая. Появляются статьи, многочисленные эксперты и просто известные люди дают комментарии о том, что хорошо и, в последнее время, что плохо или очень плохо в системе образования. Сегодняшний день – не исключение.

Первое сентября – это все равно праздник, - первоклашки, цветы, музыка и линейки, первый звонок и встречи студентов после летних каникул. Но еще это начало учебного года для тысяч учителей, преподавателей, директоров и ректоров. И всегда этот день был радостным. Хочется верить, что таким он продолжает оставаться для большинства наших граждан.

К сожалению, в последние годы, а в этом году это видно особенно ярко, начало учебного года для тех, кто работает в школах и в вузах – это не столько праздник, сколько начало нового витка тяжелой рутины, связанной, прежде всего, не с общением с учениками, а с отчетностью, проверками, увеличившейся нагрузкой и уменьшившимся временем для собственного профессионального развития. И очень хорошо видно, что возникает какой-то негласный консенсус о происходящем в образовании, когда читаешь разные материалы, общаешься с коллегами, слушаешь, что говорят учителя и родители.

Заир-Бек к 1-ому сентября

Об этом говорят люди разных политических взглядов: и либеральных, и государственно-патриотических, и консервативных, и социалистических. Видно, что система сама устала, устала от отсутствия возможностей вздохнуть и хотя бы переварить то, что активно внедрялось в последние годы, устала от непрерывных проверок, давления, отчетности, симуляции и имитации, которые неизбежны, когда сил нет, а выполнить указания начальства необходимо под страхом увольнения без объяснения причин или «оптимизации штатного расписания».

Когда я говорю «система», я вкладываю в это очень много всего. Прежде всего, это люди, но это еще и нормативная база, которая не успевает за все новыми и новыми требованиями, это и сами ученики, и их родители. Усталость рождает раздражение, апатию, снижение возможностей и качества. Причины называют разные. Одни говорят о вине либеральных реформ, другие – о жесткой бюрократии и администрировании, третьи – о внешних происках, четвертые – о неспособности правительства отвечать на возникшие вызовы. Но смысл все равно остается один и тот же: дайте системе возможность вздохнуть, снимите с нее давление, а проще говоря, уберите от нее руки.

Заметьте, все это – настойчивое желание обрести свободу, прекратить ощущать постоянное внешнее вмешательство без оглядки на последствия. Очень важно, чтобы наступающий учебный год принес позитивный ответ на эти ожидания. Свобода дает большие шансы пройти любые кризисы и стать сильнее, несвобода не просто уменьшает эти шансы, но в сегодняшней ситуации многократно усиливает риски социальной нестабильности и деформации системы образования как государственно-общественного института. Но свободу чаще всего не дарят, она возникает как внутренняя необходимость и единственное условие выживания и развития. Именно ради такой свободы нам придется много работать в этом году, чтобы быть готовыми взять за нее серьезную ответственность перед нами самими и нашими детьми.