Член Оргкомитета ОГФ Павел Чиков о законопроекте, регулирующем донабор в ОНК

Юрист, правозащитник
Руководитель правозащитной ассоциации "Агора", член Совета по правам человека

19 мая 2017 года Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о порядке донабора в общественные наблюдательные комиссии (ОНК) за местами принудительного содержания. Изменения предлагается внести в статью 10 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в настоящее время законом закрепляется право совета Общественной палаты на увеличение численного состава ОНК, но при этом не закреплена процедура дополнительного выдвижения кандидатур в состав комиссии.

Для ликвидации пробела предлагается ввести дополнительный порядок выдвижения кандидатур в состав ОНК. Инициаторами дополнительного набора, таким образом, смогут стать совет Общественной палаты по своей инициативе либо по предложению Уполномоченного по правам человека, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, ОНК или три руководящих органа общественных объединений.

Законодательную инициативу комментирует Павел Чиков, член Оргкомитета ОГФ, руководитель правозащитной ассоциации "Агора", член Совета по правам человека:

Главная уязвимость института ОНК не в отсутствии процедуры донабора, а в монополиии Общественной палаты на их формирование. Стремительная потеря Палатой какой-либо независимости от властей в последние годы с одновременным усилением влияния на нее тех самых ведомств — ФСИН и МВД, — чью деятельностью ОНК призваны контролировать, и предопределила кризис системы общественного контроля.

В нынешних условиях государству в России вообще почти нереально создать эффективные институты. Но максимально возможного эффекта можно было бы достичь, разделив право формирования ОНК между тремя государственными институтами — Общественной палатой, Уполномоченным по правам человека и Советом по правам человека при президенте. Второе требование — конечно, должны быть ограничения для кандидатов из числы бывших сотрудников подконтрольных структур. Третье — требования к выдвигающим кандидатов в ОНК организациям должны быть снижены. Почему некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, некоммерческие фонды не могут выдвигать, почему местные общественные объединения лишены такого права?

ОНК доказали свою эффективность, любые способы их ослабления и затруднения деятельности служит цели, прямо противоположной той, что указана в законе об общественном контроле.

Кроме того, вы поможете познакомиться с комментарием к рассматриваемой законодательной инициативе эксперта ОГФ Валентина Гефтера здесь.