Как решить проблему газовых атак мусорных полигонов, и почему это не техническая, а системная проблема – эксперт ОГФ Владимир Чупров

9 апреля 2018 года у советника Президента Российской Федерации Михаила Федотова состоялось совещание по вопросу утилизации органических отходов в Московском регионе. В ходе совещания выяснилось, что проблема свалочного газа, который периодически накрывает подмосковные города и поселки, создавая точки социального напряжения, может решиться нескоро. И для решения проблемы нужно больше, чем просто технологии и деньги.

Подробности рассказывает Владимир Алексеевич Чупров, руководитель энергетического отдела Гринпис России, эксперт ОГФ :

2_12.jpgСначала о технической или лучше сказать химической стороне вопроса. Одним из основных источником дурно пахнущего газа, который, выводит людей на улицы в Волоколамске и во многих других городах, являются пищевые отходы, которые при гниении выделяют так дурно пахнущий газ, содержащий сернистые и другие химические соединения. Все, кто имел опыт с невынесенным вовремя помойным ведром, представляют, о чем идет речь.

Объемы пищевых отходов (или «пищевки» на сленге профессионалов), попадающих на свалки - огромны. Москва (как субъект Российской Федерации) является поставщиком на полигоны другого субъекта - Московской области - порядка 1 миллиона тонн пищевых отходов в год, что существенно больше, чем пищевые отходы, образующиеся в Московской области.

Что-то от московской пищевки (очистки и т. д.) вместе с коммунальными стоками поступает на очистные сооружения (Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения – КОС и ЛОС соответственно), где они попадают в биогазовый цикл, на выходе которого образуется биогаз (по составу - аналог свалочного газа), используемый для получения тепла и электроэнергии, а также иловый осадок, который при определенных условиях можно использовать в качестве удобрения. Но основная часть пищевых отходов Москвы (те самые 1 млн тонн в год) за исключением того, что попадает на мусоросжигательные заводы, в итоге захоранивается на подмосковных полигонах Тимохово, Ядрово и др., начинает гнить и выделять тот самый дурно пахнущий газ.

Цель совещания у Советника Президента заключалась в том, чтобы вместе с представителями правительств Москвы и Московской области, а также профильными компаниями и экспертами определить, как системно решить проблему неуправляемой утилизации пищевых органических отходов.

Президентский Совет по правам человека и развитию гражданского общество уже не раз обращался к этим вопросам. В частности, по результатам специального заседания Совета в августе 2017 г. были подготовлены рекомендации, направленные на развитие цивилизованного обращения с отходами, а также подготовлен доклад по вопросам, связанным с обеспечением прав населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления, представленный в октябре прошлого года Президенту.

Помимо прочего системное решение проблемы пищевых отходов позволяет не только снизить неконтролируемые выбросы загрязняющих веществ, но и поможет наладить раздельный сбор отходов. По оценке замминистра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, и з-за высокой загрязненности ТКО пищевыми остатками востребованы для вторичного использования не более 15 процентов мусора .

Министр экологии Московской области А. Б. Коган доложил о ходе строительства специальных заводов по переработке отходов в Московской области, которые будут перерабатывать органически насыщенную фракцию методом аэробного сбраживания с получением компоста. По словам министра, первый пилотный завод уже запущен и на выходе получается материал, не имеющий характерного запаха свалочного газа. Предполагается строительство порядка 10 таких заводов по области вместе с внедрением придомовой двух-контейнерной системы сбора отходов. В один из контейнеров предполагается сбор органически насыщенной, влажной или нежелательной фракции или всего, что не попадает во второй, так называемый сухой контейнер, в который предполагается собирать фракции, пригодные для вторичного использования.

Московская область также приветствует внедрение кухонных измельчителей пищевых отходов – технологии, которая позволяет на стадии домохозяйств канализировать пищевые отходы в коммунальные стоки для их последующей обработки на очистных сооружениях (часть территории Московской области обслуживается теми же очистными сооружениями, что и Москва).

Что важно, по словам министра экологии Московской области, область с 1 января 2019 года, то есть уже через 8 месяцев, не будет принимать на свои полигоны пищевые отходы . И в этой связи возникает вопрос, насколько Москва как субъект Федерации готова к такому запрету, имея порядка 1 млн тонн пока «непристроенных» пищевых отходов. Как можно было понять из слов представителя Правительства Москвы, специальной дорожной карты по обращению с пищевыми отходами у города нет. Были сетования на то, что у Москвы нет площадей для размещения заводов, аналогичных тем, что планирует Московская область. Было сказано, что в рамках программы реновации жилищного фонда Москва рассматривается возможность установки в новых домах двух мусоропроводов в подъездах, а также город может рассмотреть вопрос об оснащении квартир кухонными измельчителями отходов. Но, тем не менее, в действиях Москвы не просматривается наличие системного подхода. Всего этого явно недостаточно, чтобы взять под контроль весь объем пищевых отходов Москвы.

На совещании прозвучало несколько предложений, которые позволят начать формировать контуры системной политики по пищевым отходам. А именно:

- модернизировать существующие мощности Мосводоканала с целью принять без нежелательных последствий весь объем пищевых отходов Москвы и Московской области (для области в части подключенной к системе Мосводоканала);

- разработать организационные меры по стимулированию граждан и эксплуатирующих организаций к переходу на раздельный сбор мусора и использование измельчителей пищевых отходов (в частности, путем социальной рекламы, а также установки пониженных тарифов на вывоз мусора для ТСН и отдельных домохозяйств, использующих раздельный сбор и/или измельчители пищевых отходов);

- организовать раздельный сбор пищевых отходов у предприятий общепита и ритейлеров (кстати, многие это уже делают, но вынуждены сбрасывать все в общий контейнер, так как предприятий по приему таких отходов в Москве пока нет);

- создать мощности по переработке пищевых отходов предприятий общепита и ритейлеров (через биогазовый цикл) или использовать существующие метантенки Курьяновских и Люберецких очистных сооружений.

В отношение Правительства Московской области также прозвучали предложения по совершенствованию политики по обращению с пищевыми отходами, в том числе:

- опубликовать в открытом доступе «дорожную карту» обращения с пищевыми отходами;

- учесть при формировании и реализации «дорожной карты» по обращению с пищевыми отходами отсутствие приемлемых технологий по обработке канализационных стоков во многих населенных пунктах Московской области, что не позволяет внедрять измельчители пищевых отходов на уровне домохозяйств экологически приемлемым способом в таких населенных пунктах.

Со стороны профильных экспертов в области обращения с органическими отходами прозвучали предложения о назревшей необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего обращение с пищевыми отходами и иловыми осадками, образующимися в результате процессов сбраживания в метантенках.

Проблема пищевых отходов, а значит потенциальных будущих газовых атак в Московском регионе, носит системный характер. При наличии социального запроса, финансов, технологий и спроса на эти технологии, инженерных и логистических решений пищевые отходы остаются на периферии внимания лиц принимающих решения, прежде всего правительства Москвы . Не хватает, как заметил один из участников совещания – «силы воли».

Совет по правам человека подготовит соответствующие рекомендации для руководства Москвы и Московской области. Остается надеяться, что рекомендации СПЧ и других организаций и экспертов будут услышаны до того, как регион настигнет новая возможная волна социальный протестов.


Вернуться назад