Киноклуб Гражданского общества. Лучшие фильмы о суде присяжных

Киноклуб Гражданского общества. Лучшие фильмы о суде присяжных

Работа судебной машины и судьба человека, который сталкивается с правосудием, всегда были одним из излюбленных сюжетов в кинематографе. Научный сотрудник института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, Екатерина Ходжаева и телеграмм-канал “Рюмочная ИПП” собрали для вас подборку из фильмов о суде, который не всегда бывает справедлив и приговоре, который не всегда очевиден.

12 разгневанных мужчин, 1956


В этом великом фильме Сидни Люмета мы оказываемся запертыми в одной комнате вместе с коллегией присяжных, вынужденных решить судьбу юношу, которому грозит электрический стул за убийство отца. Вся коллегия склонна вынести обвинительный вердикт и отправиться домой по своим делам за исключением одного присяжного, которого не покидают сомнения в виновности подсудимого. Поскольку необходимо единогласное решения, остальные пытаются переубедить его, что выливается в напряженное обсуждение в условиях замкнутого пространства и невыносимой жары. Фильм заслуженно получил главную награду Берлинского кинофестиваля в 1957 году и по сей день остается лучшей юридической драмой.

Вердикт за деньги (Runaway Jury), 2003


Этот фильм снят по мотивам книги Джона Гришэма и повествует о судебном процессе против оружейной компании. Дело инициировала вдова одного из убитых в результате массового расстрела из автоматического оружия производства этой компании, а помогает ей известный адвокат, специализирующийся на подобных исках. Со стороны же защиты действует специальная команда по отбору и манипуляциям с коллегией присяжных, которая собирает всю доступную информацию о бэкграунде присяжных и использует ее для оказания давления на них. При этом свою игру пытается вести один из присяжных. В фильме задействован блестящий актерский состав: Дастин Хоффман, Джин Хекман, Рейчэл Вайс и Джон Кьюсак. В нем отлично раскрываются недостатки и ограничения суда присяжных, который не всегда гарантирует справедливый исход дела.

Благодетель (The Rainmaker), 1997


Еще одна экранизация короля американского судебного детектива Джона Гришэма, поставленная Фрэнсисом Фордом Копполой. Сам писатель считает этот фильм наиболее удачной экранизацией своего творчества. В ней речь идет о процессе против страховой компании, которая по формально-юридическим поводам отказывает больным раком пациентам в выплате страхового возмещения. Это первое крупное дело, которое взялся вести недавний выпускник юрфака престижного университета (его играет молодой Мэтт Дэймон). Его задача — убедить коллегию присяжных в том, что действия страховой компании граничат с мошенничеством и необходимо выплатить его смертельно больному пациенту крупную денежную компенсацию. В этом фильме очень хорошо раскрывается специфика американского суда присяжных, который рассматривает не только уголовные дела (как, например, в Англии), но также и гражданские, в первую очередь, о причинении вреда здоровью. При этом присяжные могут существенно увеличивать сумму выплаты с целью наказания ответчиков, как правило, крупных корпораций (т.н. штрафные убытки), что также относится к особенностям американского правосудия.

Присяжные (The Jury), 2002


Британский сериал о работе суда присяжных, первый сезон которого вышел в 2002 году на канале ITV. В сериале рассказывается об уголовном процессе против студента индийского происхождения (сикха), обвиненного в убийстве одноклассника. Это дело, которое получило сильный общественный резонанс из-за этнической составляющей, должна разрешить коллегия из двенадцати присяжных. Сериал примечателен тем, что на протяжении шести эпизодов нам показывают не только судебные баталии, но и жизнь присяжных за стенами суда, что помогает понять их мотивацию при принятии решения. Съемки фильма происходили в реальных помещениях центрального уголовного суда Англии по тяжким делам (широко известного как Олд-Бейли). Существует также американский сериал телекомпании Fox 2004 года, с аналогичным названием и сюжетной линией, снятый, видимо, на волне успеха британского, но значительно слабее и особой популярности у зрителей он так и не снискал.

Анатомия убийства (Anatomy of a Murder), 1959


Мощный процедурал на два с половиной часа от режиссера Отто Премингера, абсолютная классика голливудского кинематографа золотого периода. В основе сюжета убийство американским офицером бармена, которое он по его словам совершил в отместку за изнасилование последним его жены (история, кстати, основана на реальных событиях). За дело берется местный адвокат, юридическая практика которого переживает не лучшие времена. Это дело — его единственный шанс выбраться из кризиса. Он выбирает довольно необычную для того времени стратегию защиты, пытаясь добиться оправдания на основании временной невменяемости своего клиента. Фильм замечателен тем, что дотошно показывает все стадии рассмотрения дела в суде присяжных, когда в финале зрителю становится ясно, что конечный вердикт — это скорее плоды кропотливой работы и тактической игры адвоката и прокурора, нежели результат ораторского искусства (хотя и это тоже).

Вернуться назад