Местное самоуправление и развитие территории

МИССИЯ

Одной из ключевых тем публичной дискуссии в 2017–2018 годах стало пространственное развитие страны: баланс ресурсов крупных городских агломераций и отдаленных от них территорий, возможности сохранения и развития местных сообществ в разных частях страны, импульсы и механизмы для социально-экономического и социокультурного роста российских муниципалитетов. Проблемы и противоречия в этой сфере настолько значительны и разнообразны, что их крайне сложно даже систематизировать, а уже тем более сложно — найти оптимальные подходы к их решению.

Традиционно развитие территории рассматривается, как минимум, через 3 фокуса:

  1. экономика места

  2. инфраструктура для жизни

  3. соответствие происходящего реальным запросам и требованиям сообщества жителей.

Наибольшую сложность представляет как раз обеспечение на одной территории позитивной динамики одновременно по трем обозначенным векторам. Однако при этом основные действующие акторы (государство, муниципальные образования, бизнес, жители) часто видят успехи только в одной плоскости и не замечают негативных побочных последствий «одновекторного» подхода.

Таким образом, основные проблемы развития территорий укоренены в отсутствии культуры самоорганизации, внедрения новых практик и использования лучших наработок соседей, культуры нахождения балансов, культуры комплексного подхода к принятию решений. Все это можно, в конечном счете, обозначить формулой «культура развития территории».

Необходимо отметить, что за последнее время в этой части наметились серьезные сдвиги. Все шире начинают распространяться практики участия жителей в формировании комфортной городской среды, инициативного бюджетирования, территориального общественного самоуправления.

Однако есть и другая роль культуры в развитии территорий, в которой речь идет уже непосредственно о культурных практиках, развивающих территорию, о роли местной идентичности и локального патриотизма в формировании местных сообществ и развитии новой локальной экономики. Развитие территорий и местных сообществ инструментами культуры становится одним из самых перспективных направлений социального проектирования. В качестве примеров можно назвать, скажем, «Том Сойер Фест», всемирный фестиваль уличного кино, архитектурный фестиваль «Моя Сатка», гастрономический фестиваль «Север» в Норильске и многие другие.

Конечно, арсенал средств развития местных сообществ через культурные практики не ограничивается только событийными мероприятиями. Значительную часть культурного наследия России составляют объекты и практики, локализованные на местном уровне. Именно они несут культурный код территории, «аромат места», в условиях интоксикации от массового потребления - имеют потенциал повышенной привлекательности. Во многих российских городах и селах возрождается краеведческое движение, организуются самодеятельные экскурсии, активизируются поиски локальной идентичности. Однако эта работа чаще всего замыкается на местном или, максимум, региональном уровне, в то время как современная информационная среда дает возможность глобального продвижения локального колорита и привлечения под это внешних ресурсов. «Бурановские бабушки», коломенская пастила или фестиваль «Териберка – новая жизнь» — яркие тому примеры.

Однако в большинстве случаев потенциал культуры используется для целей развития далеко не в полной мере. В этой связи, актуальной является задача выработки технологий трансформации культурных практик, которые есть почти на каждой территории, в практики развития местных сообществ.

Важным аспектом формирования и внедрения подобных практик является их трансляция через системы просвещения и образования. Очевидно, что локальные успехи в краткосрочной перспективе невозможны в этой части без системы обучения интересным подходам и необходимым навыкам, ну а серьезный успех в глобальной перспективе вряд ли состоится без качественного изменения системы образования, трансляции нового мышления через образовательный процесс.

Наконец, необходимо учитывать, что не только среда формирует мировоззрение и психологию людей, их культуру, но и культура людей формирует окружающее их пространство, их «социальную экологию».

В связи с этим, в 2018 году для обсуждения на экспертной площадке «Местное самоуправление и развитие территории» Общероссийского гражданского форума в качестве приоритетной предлагается определить тему «Культура развития территории».

Цель — содействовать развитию местных сообществ, территорий и местного самоуправления.

Задачи:

  • Поиск, анализ, систематизация и публичная презентация успешных технологий и практик развития местных сообществ и местного самоуправления средствами культуры.
  • Выработка технологий по трансформации культурных практик в практики развития местных сообществ и территорий.

  • Создание условий и механизмов для тиражирования лучших практик развития местных сообществ через инструменты культуры.

  • Формирование ОГФ-сообщества из вовлеченных в тематику развития местного самоуправления и местных сообществ экспертов, гражданских активистов, представителей органов местного самоуправления и социально-ответственного бизнеса.

  • Инициирование широкой экспертной и общественной дискуссии по проблемам местного самоуправления и активизации местных сообществ с целью вывода муниципальной повестки с интеллектуальной «периферии» в фокус внимания субъектов, участвующих в принятии стратегических решений.

Гражданские активисты, реализующие инициативы и проекты по развитию территорий средствами культуры; эксперты в сфере МСУ; представители органов местного самоуправления и социально-ориентированного бизнеса, ресурсных центров НКО и фондов местных сообществ.

Алейниченко Эльвира Родионовна, руководитель Федерального консультационного центра «Родные города», руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafting, e-mail: elvira.aleinichenko@gmail.com

Бахмин Вячеслав Иванович, член Оргкомитета Общероссийского гражданского форума, эксперт КГИ, vbakhmin@yandex.ru

Максимов Андрей Николаевич, руководитель проекта Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив «Муниципальная карта России: точки роста», председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной Палаты Российской Федерации