Общественный контроль

Координаторы площадки:
Рыбаков Василий Николаевич
Общественный деятель

Сетевая лаборатория общественного контроля

Общественный контроль является одним из типов гражданского участия, имеющего большую значимость для стабильного развития демократического общества. Контроль со стороны общества за деятельностью государства служит основой демократического политического устройства, а его закрепленность в эффективно действующих институтах свидетельствует о высоком уровне развития демократической политической системы. Следовательно, институционализация процесса общественного контроля свидетельствует об успешности демократических преобразований.

Общественный контроль весьма значим для повышения уровня прозрачности деятельности органов власти, для противодействия коррупции в них, для повышения эффективности их деятельности. Он препятствует необоснованному расходованию бюджетных средств и фиктивно-демонстративной деятельности государственных органов. Чем больше институт общественного контроля сдерживает нарушения закона и произвол со стороны органов власти, тем он более развит.  Причем это сдерживание должно основываться на институциональных, а не на личных отношениях. Только тогда развитие общества становится стабильным и предсказуемым, а деятельность органов власти эффективной и свободной от коррупции, прозрачной.

Наша экспертная площадка способствует повышению доступности и эффективности института общественного контроля для граждан и общественных организаций и нацелена на повышение подотчетности, эффективности и прозрачности деятельности органов власти по результатам общественного контроля.

Общественный контроль является одной из форм гарантированного Конституцией Российской Федерации участия граждан в управлении делами государства и имеет большое значение для стабильного развития демократического общества.

Для установления правовых основ, целей и задач, общих принципов организации и осуществления общественного контроля в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ  «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Данный закон перечисляет основные субъекты общественного контроля, их права и обязанности, основные формы осуществления общественного контроля. Однако значительная роль в правовом регулировании общественного контроля отводится субъектам Российской Федерации.

Несмотря на различия регионального законодательства, общим в процессе общественного контроля является методическая основа, которая может позволить систематизировать наблюдения и выводы общественных контролеров различных субъектов РФ.

К сожалению, на сегодня в России отсутствуют универсальные методики общественного контроля, которые можно было бы использовать общественным контролерам в различных субъектах РФ.

Создание методик общественного контроля позволит: повысить его качество; свести к минимуму субъективный подход к контролю над деятельностью представителей государственной власти; снять напряженность между субъектами и объектами общественного контроля, возникающую в результате непонимания принципов общественной проверки участниками процесса.

Цели:

  • Повышение доступности и эффективности института общественного контроля для граждан, общественных организаций и иных субъектов общественного контроля.

  • Повышение подотчетности, эффективности и прозрачности деятельности органов власти по результатам общественного контроля.

Задачи:

  • Изучение практик общественного контроля, федерального и регионального законодательства, регламентирующего сферу общественного контроля.

  • Консолидация сообщества, занимающегося проблемами общественного контроля.

  • Создание и распространение перспективных практик.

  • Продвижение блока ключевых принципов: независимости и самоуправления в общественном контроле, прозрачности и подотчетности органов государственной власти, обеспечения и эффективной реализации интересов общества

  • Продвижение продуктов работы площадки.

Продукты работы:

  • Предложения, рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере общественного контроле Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

  • Предложения в итоговый документ Форума.

  • Годовой план работы.

  • Понятийный набор для обеспечения практик общественного контроля.

К работе площадки могут присоединиться гражданские активисты, члены субъектов общественного контроля, эксперты, представители научного сообщества.

Эксперты площадки:

Рыбаков Василий Николаевич, член ОНК Свердловской области;

Карастелев Вадим Евгеньевич, руководитель мониторингов Московской Хельсинкской группы;

Абашеев Артур Магсумович, председатель ОНК Кировской области, член рабочей группы Общественной палаты Кировской области по разработке областного закона по общестенному контролю;

Глинянова Ирина Юрьевна, директор регионального центра гражданских экологических инициатив, г. Волгоград.


Формат площадки подразумевает регулярное (не реже одного раза месяца) проведение экспертных и публичных обсуждений, выявление и анализ отечественного и мирового опыта в сфере общественного контроля. В фокусе внимания на самом Форуме будут: анализ ситуации и формирование образа перспективных форм гражданского контроля, рефлексия работы предыдущего этапа и планирование совместных работ на следующий период.

 На Общероссийском гражданском форуме 19 ноября 2016 г. будет использован следующий формат работы:

Сессия взаимного консультирования под названием: «Общественный контроль: проблемы и решения здесь-и-сейчас».

В России много активных групп, которые нацелены на организацию общественного контроля, однако обмена как позитивным, так и негативным опытом в должной мере не происходит. Сессия призвана исправить это положение. Ее участники сформулируют острые для себя вопросы, затем сгруппируют их, и на этой основе разделятся на три-четыре мини-группы. Затем начнется взаимное консультирование – участник с негативным опытом кратко расскажет свой кейс, сформулирует запрос на консультирование, а другие участники с позитивным опытом дадут свои рекомендации. Спикерами мини-групп на общем обсуждении будут доложены выявленные проблемы и способы их решения.

Данный формат рассчитан на участников движения за общественный контроль в самых разных сферах.

Длительность 2 часа 50 мин.

В межфорумный период активная деятельность экспертной площадки проходит в рамках четырех рабочих групп. Чтобы быть в курсе событий и принять участие в текущей работе, нужно вступить в группу в социальной сети Facebook.

Рабочая группа «Гражданин и полиция»»

Координаторы - Вадим Карастелёв, Василий Рыбаков

В России идет процесс становления общественного контроля. Одна из успешнейших  общероссийских кампаний «Гражданин и полиция» стала хорошим примером взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в сфере  общественного контроля.

Кампания «Гражданин и полиция» успешно развивается в течение трех лет. Московская Хельсинкская Группа и ее партнеры в регионах, при конструктивной помощи МВД, посетили различные подразделения внутренних дел. В 2014 году кампания прошла в 20-ти субъектах России - был осуществлен мониторинг 568-ми объектов, в 2015 г. кампания проходила в 15-ти российских регионах - ей было охвачено 465 объектов. В текущем году кампания прошла в 33-ти субъектах РФ, целью мониторинга стали более 1300 объектов, включая 234 отдела полиции, 11 линейных отделов, 483 участковых уполномоченных полиции, 523 наряда дорожно-патрульной службы, 44 регистрационно-экзаменационных отдела, 12 стационарных постов ГИБДД и т.д. За этими цифрами стоит самоотверженная работа примерно двухсот волонтеров, которым иногда надо было ехать за несколько сотен километров, причем за свой счет. Поскольку основным критерием работы полиции является общественное мнение, то нашими активистами было опрошено более 2 тыс. граждан о работе полиции. О ходе кампании только в 2016 году было сделано около 300 сообщений в прессе, на телевидении и в социальных сетях.

За три года мы видим положительные изменения и укрепление конструктивных взаимоотношений между гражданами и полицией.

Во время текущей работы корректируется стратегия и вырабатываются  методические рекомендации для развития и популяризации общественного контроля в правоохранительной системе. Также обсуждаются практики взаимодействия с правоохранительными  органами и  вырабатываются рекомендации для  гражданских активистов  по улучшению взаимодействия с государственными структурами, на примере  работы с  системой МВД.

 Рабочая группа «Граждане и судебная власть»

координатор — Сергей Трутнев

Мы все хотим иметь доступные, эффективные, справедливые суды, свободные от коррупции и давления властей. Помимо того, что судьи солидарны с другими в этом желании, они заинтересованы в снижении рабочей нагрузки, которое происходит при повышении эффективности права и правосудия. То есть, теоретически судейское сообщество заинтересовано в деятельности общественных организаций, реализующих ряд функций, направленных на повышение этой эффективности.

Деятельность нашей рабочей группы обусловлена признанной необходимостью взаимодействия общества с судебной властью и фактическим недостатком понимания, каким образом выстраивать это  взаимодействие.

1. Участие гражданского общества в контрольных механизмах.

Общественный контроль осуществляется в нескольких видах.

Во-первых, это мониторинг. Самый простой из них — мониторинг доступности правосудия, который проводится путем визуального наблюдения во время посещения судов. Представители общественности могут выяснить, насколько физически доступны помещения судов (пандусы, режим работы), насколько комфортно их посещение (наличие туалетов, оборудованных мест ожидания), существуют ли проблемы допуска слушателей в процесс и ограничения в ознакомлении с документами.

При должной подготовке мониторинг может быть достаточно эффективным механизмом повышения доступности правосудия. Его подготовка и проведение в достаточной степени описаны.

Во-вторых, существенной является возможность участвовать в работе квалификационных коллегий, которые осуществляют контроль судей как на входе в профессию, так и в процессе их деятельности. Однако она редко используется общественностью, хотя условия получения статуса представителя общественности в квалификационной коллегии определены законом. Основными проблемами деятельности общественных представителей в квалификационных коллегиях нам видятся: регламентирование деятельности самой коллегии, определение целей участия, полномочий и прав общественных представителей в ней. Развитие этого института - дело будущего, и ему, несомненно, необходимо посвящать отдельный разговор.

2. Участие НКО в мероприятиях, направленных на повышение эффективности права и правосудия.

Во-первых, это мониторинг права, когда в ходе анализа фиксируются пробелы в праве, противоречия одной нормы права другим, национальным или международным, нормам.

Во-вторых, это участие в экспертных обсуждениях проблем права, которое происходят  на академических площадках и непосредственно в судах. Примеров успешного ведения «стратегических тяжб» достаточно много. В качестве дискуссионных площадок, на которых успешно представлялась общественная позиция, кроме научных конференций, можно назвать научно-консультативные советы при судах различных уровней, общественную комиссию по взаимодействию с судейским сообществом Москвы.

В-третьих, правозащитные НКО одним из направлений своей деятельности заявляют мероприятия, направленные на повышение эффективности судебного постановления, в частности, и увеличение влияния права на общественные отношения в целом. В нашей системе мало выиграть судебный процесс и получить устойчивый прецедент. Изменения в толковании права на уровне суда субъекта РФ необходимо довести до сведения всех заинтересованных лиц, добиться включения необходимого толкования права в обзоры практики и информационных писем, осуществить необходимое взаимодействие с государственными надзорными органами для искоренения незаконных практик.

В-четвертых, стоит отдельно упомянуть крайне редко реализуемые функции по предоставлению суду важной информации или аргументов, помогающих судьям принимать законные беспристрастные решения. Это так называемая система Amicus curiae («друг суда» в переводе с латыни). НКО, не являющиеся участниками судебного разбирательства, могут быть источниками информации об имеющихся в деле общественных интересах и/или последствиях принимаемого решения. Amicus curiae распространен в США и ряде европейских стран и несвойственен российской системе правосудия, однако факты применения этой системы у нас есть. Так, в суды Пермского края было направлено заключение Уполномоченного по правам человека в Пермском крае по проблеме правового регулирования деятельности НКО при рассмотрении судами дел о включении пермских НКО в реестр иностранных агентов. Нам видится перспективным развитие применения этой системы с помощью НКО.

Какие основные проблемы мы видим на пути развития взаимодействия гражданского общества и судебного сообщества?

1. Эффективное взаимодействие гражданского общества и судейского сообщества требует от НКО определенного, предельно высокого для большей части НКО, уровня профессионализма.

2. Отнесение в законодательстве указанного взаимодействия к политической деятельности несомненно оказывает негативное влияние - как на готовность его развивать со стороны судебного сообщества, так и на возможности НКО, у которых серьезно ограничиваются возможности в поиске финансирования.

Рабочая группа «Общественный контроль в сфере соблюдения правил благоустройства муниципальных образований»

координатор — Василий Рыбаков

В Российской Федерации в каждом муниципальном образовании имеется  нормативно- правовой акт регламентирующий  правила благоустройства. В правилах благоустройства прописывается,  где и как в городе размещаются необходимые  жителям  элементы благоустройства. Как правило, власти муниципалитета забывают про  свои обязанности, прописанные в правилах благоустройства. Отсутствие указателей на дома, урн для мусора, скамеек - обычный пример для  многих муниципальных образований.

С целью контроля и принуждения  муниципальных властей к выполнению  требований  правил благоустройства муниципального образования  гражданские активисты разработали  методику, которая была апробирована в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Санкт-Петербурге. В результате в  муниципальных образованиях стали появляться  указатели улиц, пандусы,  ремонтироваться фасады зданий.

В рамках подготовки  форума группа планирует апробировать  методику  контроля правил благоустройства на различных  муниципальных образованиях различных регионов.

Цель апробации – выработать универсальную  методику  контроля правил благоустройств муниципалитетов. В дальнейшем  разработанную и апробированную методику рекомендовать общественным палатам муниципальных образований для упрощения контроля  работы  муниципальных властей.

 Рабочая группа "Полиция и гендерное насилие"

координатор — Наталья Голоснова

Концепция рабочей группы включает в себя разработку и проведение мониторинга отделов полиции для выявления уровня защищенности обращающихся за помощью лиц, переживших сексуальное и бытовое насилие. 

Бытует мнение, что большая часть людей, переживших насилие, не обращается в полицию в том числе по причине нежелания последних принимать заявления об этих преступлениях. Мы провели анкетирование и мониторинг отделов полиции и участковых в Свердловской области и выявили ряд проблем, которые необходимо решать в первую очередь. Рабочая группа на основе собственного опыта и опыта зарубежных коллег занимается разработкой методики мониторинга отделов полиции и общих рекомендаций для отделов полиции в целях более качественной защиты лиц, столкнувшихся с гендерным насилием.

 

Координаторы площадки:

Вадим Карастелев, координатор мониторингов Московской Хельсинкской группы, e-mail: vprutin@gmail.com

Василий Рыбаков, член Общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области, e-mail: rvn80@inbox.ru 

Присоединиться к работе можно в любое время через группу в Facebook https://www.facebook.com/groups/891902497518845/

За дружинниками установят общественный контроль https://www.civil-forum.ru/news/za-druzhinnikami-ustanovyat-obshchestvennyy-kontrol.html 

Запись вебинара «Общественный контроль и дружинники» https://www.civil-forum.ru/news/za-druzhinnikami-ustanovyat-obshchestvennyy-kontrol.html

На площадке обсудили ответы федеральных органов исполнительной власти на предложения III ОГФ https://www.civil-forum.ru/news/setevaya-laboratoriya-obshchestvennogo-kontrolya-obsudila-otvety-federalnykh-organov-ispolnitelnoy-v.html

3 мая 2017 года состоится вебинар "Особенности общественного контроля за ГИБДД в кампании "Гражданин и полиция" в 2017 году". Подробная информация и регистрация здесь: http://mhg-police.org/news/osobennosti-obshchestvennogo-kontrolya-za-gibdd-v-kampanii-grazhdanin-i-p...